Путешествия по Австралии и Миру (igenkina) wrote,
Путешествия по Австралии и Миру
igenkina

Category:

- 8 - Художественные принципы и эстетические идеалы дзэн-буддизма

Originally posted by teahouse_nsk at Художественные принципы и эстетические идеалы дзэн-буддизма VIII

ЮГЭН (yugen) (букв. «внутренняя глубина», «сокровенный», «темный», яп. 幽玄) – является одной из базовых категорий японского искусства, означающей интуитивное, эстетически окрашенное, схватывание загадочной, сокровенной сути вещей, завороженность и мистический трепет перед таинственной, неуловимой красотой мира, печальное и сладостное переживание неисчерпаемости, непостижимости и глубины существования. Это уже не восторг и восхищение, вызываемые аварэ, но внутреннее смятение, изумление и глубокая грусть, это не игра, горение и переливы красок, но холодное, скрытое сияние, пробивающееся из глубины мира.





При этом само понятие и состояние югэн выражается с помощью приглушенных цветов и затемненных красок, пауз, умолчаний, пробелов и пустых пространств.

Югэн (yugen) является термином даосской и чань - буддийской философии и происходит от китайского ю - туманный, трудно различимый и гэн - тёмный, глубокий. Изначальное значение данного понятия как мистического, скрытого и загадочного, было дополнено и насыщено японским ощущением прекрасного и, в дальнейшем, стало пониматься как невидимое изящество и сокровенная красота.

Онтологической и смыслопорождающей основой югэн является переживание изначальной красоты Небытия, глубинное ощущение бездонности его тайны, интуитивное понимание неисчерпаемости его возможностей, скрытых сил и духовных сокровищ. Югэн как свойство вещей и состояние души одновременно порождается особым способом видения, предполагающим своеобразный настрой и направленность на открытие в окружающем мире загадочной, неведомой и сокровенной красоты на соприкосновение с онтологически самодостаточной и принципиально непостижимой тайной.

Фундаментальность эстетической категории югэн обуславливает его содержательное богатство и высвечивание в нем целой гаммы смысловых и чувственных оттенков, включающих:

• изумление и священный трепет перед бездонной, неисчерпаемой и непостижимой тайной, перед невыразимой и вечно недосягаемой красотой мира;

• переживание острой печали и глубокой грусти перед той особенной неуловимой красотой, которая скромно теплится в глубине вещей, не холодной, мистической красотой сверхприродного мира, но интимно-близкой, странной ускользающей красотой, пульсирующей в глубине собственной души;

• беспристрастное, но приносящее наслаждение и силу, восприятие глубинной красоты мироздания, самодостаточности тайны, сокровенной сути, невидимых и неуничтожимых оснований вселенной;

• переживание прелести недосказанности, недосягаемой глубины и тайны, вызванных намеком, подтекстом, указанием на бесконечно сложные, скрытые смыслы вещей и явлений.

• переживание творческого состояния пробужденной фантазии и потока ассоциаций, вызванного незавершенностью и недоговоренностью, состояние "блуждания в неопределённости" (тадаёу).

Югэн это не познавательная, а эстетическая, эмоционально насыщенная категория, связанная не с рациональным пониманием глубинной сути вещей, но с интуитивным, подсознательным ощущением сокровенной красоты.

По мнению Нисио Минору югэн представляет собой особую эстетическую категорию, художественный прием, позволяющий без помощи форм, образов и слов передать невыразимое, подсознательное чувство глубинной красоты заложенной в природе. При этом художник создает более сложный, целостный образ, включающий как осознанную, так и невидимую составляющую, способную влиять на подсознание воспринимающего.

Художественными приемами реализации данного принципа являются недосказанность, намек, элегантное указание на внутреннюю глубину и неисчерпаемость сокровенных смыслов вещей, которые пробуждают воображение зрителя и читателя, активизирует поток ассоциаций и сотворчество.

Таким образом югэн как онтологическое свойство абсолютной реальности присутствует в глубине вещей, в душе художника, в его произведении, а также в том эмоциональном отклике, послевкусии, в том чистом творческом переживании красоты, которое пробуждается и живет в душе воспринимающего.

Категория югэн, которая является выражением дзэнского Му (небытия) или « Myно би (красоты небытия), в свою очередь реализуется с помощью таких более частных художественных средств и принципов как Йохаку-но-би, выражающего красоту пустого пространства и недосказанности и Миегакуре , представляющего собой процессы сокрытия и раскрытия красоты. Кроме этого, богатство и разнообразие терминологического аппарата японской эстетики позволяет рассматривать данные частные категории воплощают принцип Фусоки-суги «принцип отсутствия или нехватки», отражающий идею совершенства простоты, минимализма и неполноты.

Йохаку-но-би (Yohaku-No-Bi), содержание данной эстетической категории раскрывается с помощью таких смысловых оттенков как «красота малого количества элементов» или «красота белизны» и "красота дополнительного (оставшегося) белого", которые соотносятся с тихой прелестью малых форм и идей «меньше значит больше ». В западной эстетике данный принцип выражается словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять».

В изобразительном искусстве принцип "Йохаку-но-би" выражает ключевую роль пустого, белого, незаполненного пространства, акцентируя внимание на том, что не вычерчено, не репрезентировано с помощью понятных образов, но только предчувствуется и подразумевается. Художественный прием Йохаку-но-би заключается в создании прозрачного, свободного пространства, позволяющего интуитивно проникать и раскрывать глубинные сущности вещей. С другой стороны новые смыслы порождаются и существуют в паузах, пробелах и незаполненных пространствах, которые сами по себе несут особую эстетическую значимость. Именно в этих пустых пространствах, при определенном настрое и с помощью творческого воображения, зрителя и читателями обнаруживаются фундаментальные духовные сущности. В этом случае само восприятие и оценка произведения искусства начинается с сосредоточения не на том, что есть, а на пустом пространстве и на том, что отсутствует и подразумевается. Согласно парадоксальной логики дзэн-буддизма, именно в пустотах можно обнаружить самое главное, в малом открыть великое, в просто свернутую сложность, а во внутренней тишине услышать шепот живых сущностей и душ вещей. При этом "Йохаку-но-би" в первую очередь является эстетической категорией порождающей и отражающей особое очарование пустоты и прозрачности, которое резонансно усиливается внутренней вибрацией свободных пространств.

Кроме этого одним из значений японского термина Йохаку является «предел» или «край», что отсылает в область особой граничной красоты, являющейся предметом изучения трансгрессивной эстетики.

Йохаку-но-би, как и все другие эстетические категории, порожденные и насыщеные духом дзэна и душой синтоизма, свободно пронизывают и интегрируют все виды японского искусства, превращая его в посредника между базовыми философскими идеями и реальной повседневной жизнью.

В качестве такого частного, но в то же время универсального принципа выступает понятие Миегакуре, родившееся в дизайне садовых ландшафтов и свободно проявляющееся во всех видах японского искусства.

Миегакуре (miegakure) (букв. «прятать и раскрывать») является эстетическим принципом, состоящем в сознательном сокрытии чего-то важного и прекрасного, которое может быть выявлено при совершении определенного усилия, занятии новой позиции и изменении точки зрения. Данный прием пробуждает у зрителя любопытство, чувство предвкушения, заставляет его менять пространственную и смысловую позицию, а сам процесс пульсирующего сокрытия и раскрытия красоты , вводит его в резонанс с универсальными ритмами вселенной.



Продолжение следует ...

Автор: Марков С.Л.

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть
Восьмая часть
Девятая часть
Десятая часть







Храм Хасе-дера (Hase-dera)



Рассвет и туман



Девять главных понятий










Меня можно найти на:                                                  
Tags: перепост, философия чая, чайная культура, чайная церемония, японское
Subscribe

Posts from This Journal “философия чая” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments