Путешествия по Австралии и Миру (igenkina) wrote,
Путешествия по Австралии и Миру
igenkina

Categories:

- 5 - Художественные принципы и эстетические идеалы дзэн-буддизма

Originally posted by teahouse_nsk at Художественные принципы и эстетические идеалы дзэн-буддизма V

Фурюу (furyu) (фу - ветер и рю - поток) - современное и истинно японское понимание этой эстетической категории отражает переживание изменчивости свободного и неукротимого потока жизни, тонкое ощущение изящества и неуловимой красоты непрерывно ускользающих мгновений.

Это особое состояние духа и своеобразие чувства прекрасного объединяет наслаждение естественной красотой движения и силой свободно веющего ветра, утонченное переживание покоя и тишины природы и ощущение возвышенности, мимолетной и изысканной красоты неповторимого мига существования. Содержание понятия фурюу, как и всех других категорий японской эстетики изменялось по мере культурно-исторического развития, обретая новые смысловые наслоения.




Раскрывая эволюцию данной категории Токугава Хаято писал, что сам термин Фурюу (Fūryū) происходит от проникшего в 8 в. В Японию китайского слова фэн-лю (fengliu), что в буквальном переводе означает "хорошее поведение" или "изысканные манеры". В дальнейшем оно стало непосредственно относиться ко всем вещам, которые оценивались как элегантные, изящные, стильные и высокохудожественные. В 12в. данная категория приобрела два значения: приземленной и нарочитой красоты, а также изысканной красоты чайной церемонии, икэбана, ландшафтных садов, которая позволяла дистанцироваться от бремени и тягот повседневной жизни. Под влиянием философии дзэн-буддизма, категория фурюу приобрела значение быстротечности, создаваемое двумя иероглифами: ветер и поток. При этом, так же как и ветер, данный вид изысканной красоты, невозможно увидеть, но только ощутить, она невыразима словами, приходяща и может быть испытана только в данное, исчезающее мгновенье.

Т.П.Григорьева анализируя развитие понятия фурюу (фурю), также отмечала подвижное разнообразие таких его смыслов как любовный порыв, душевную чуткость, изящество поэтического стиля. «Смысл понятия менялся от эпохи к эпохе, , - писала автор, - но чаще всего фурю означало элегантность, утонченность (мияби)…».

Таким образом, содержание сложной, синтетической категории фурюу определяют следующие смысловые пласты:

1. Возвышенность, утонченность, изысканность вещей и произведений искусства, высшая форма гармонической одухотворенной красоты, а также предельное чувство прекрасного, «изысканность, утонченность души» (фурю-на кокоро), духовная развитость, возвышенность их создателей. Данное понимание производно от значения фэн-лю (fengliu) –изысканные манеры.

2. Сдержанность, покой, мягкость, утонченность, наслаждение умиротворенностью и тишиной природы, которые по мнению Иссотэй Нисикавы воплощаются в искусстве икэбана, бусидо и чайной церемонии.

3. Красота изменчивости, быстротечности и безудержности потока жизни, а также магия эфемерности и мимолетности каждого мгновения. Динамическое содержание принципа фурюу основывается на этимологическом раскрытии содержания из двух китайских иероглифов: fu –ветер и ryu – течение, поток.

Данное понимание принципа отражает вечную и непреодолимую изменчивость природы и собственной души, служащих источникам непрерывно порождающейся новизны, которая свежим бутоном распускается из каждого мгновенья.

- 3.1. Барбара Вебер рассматривает фурюу как свободное дуновение ветра, а в более фундаментальном смысле как непобедимый ветер, который необузданно веет в пустом пространстве. При этом реализация данного принципа означает преодоление конвенциональных норм и ограничений и освобождение от давления авторитетов. Так фурюу связывается с творческой способностью открытия и формирования независимой индивидуальности свободной от необходимости подражания и имитации. При создании хокку данный принцип выражается не в простом отвержении старых и традиционных форм, но в эмпатическом, интуитивном проникновении и раскрытии их нового живого содержания.

- 3.2. По мнению Х.И. Дейви, понятие фурюу (фурью) «выражает постоянно меняющийся, ускользающий характер жизни, красоты и природы». Вместе с тем оно отражает представляет собой то неуловимое изящество и эфемерную красоту, которую можно только прочувствовать и пережить в настоящий момент. Фурюу выражает тот ошеломляющий и напряженный момент, в который сознание постигает всю остроту короткого мига хрупкой красоты. «Фурью, - пишет автор, - описывает состояние этой особой осознанности момента в жизни вселенной – момента, который позволяет нам увидеть эту мимолетную красоту, которая никогда уже не повториться».

4. Фурю (изящные досуги) - вмещает в себя все разнообразие таких эстетических практик как любование природой, наслаждение цветами, птицами, ветром и луной, чайная церемония, икэбана, живопись суми-э, стихосложение, которые позволяют им насыщать свою жизнь смыслом, укреплять здоровье, развивать свой художественный вкус. «Все, что в представлении иностранцев соединяется с Японией, подчеркивает Т. Таникава,— обучение женщин художественной аранжировке цветов, искусству чайной церемонии и сочинению стихов, обучение мужчин военным искусствам — имеет отношение к курю.

5. Фурюу (fūryū ) ("дрейфующие по ветру") – вид народного танца, возникший в Японии к концу 16 в., отличающийся своей смелостью, спонтанностью, импровизацией, состоящий из неожиданных, подчас нескромных и свободных движений.

Продолжение следует ...

Автор: Марков С.Л.
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть
Восьмая часть
Девятая часть
Десятая часть






Киото – душа Японии



53 станции Токайдо



О классификации тяван








Меня можно найти на:                                                  
Tags: перепост, философия чая, чайная культура, чайная церемония, японское
Subscribe

Posts from This Journal “философия чая” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments