Путешествия по Австралии и Миру (igenkina) wrote,
Путешествия по Австралии и Миру
igenkina

Categories:

«Поэзия кисти»

"Можно бесконечно смотреть на огонь, текущую воду и на то, как работает другой человек"

Гуляя по Старой Улице (Laoji Street/老街) в Танкси (Tunxi/屯溪) (или чаще мы встречаем Хуаншань), я просто наслаждалась наблюдая, как мастера делают свои шедевры на продажу, а художник, который рисовал тигра, просто артист. Это было почти представление. Уже по приезду домой выяснила, что эта техника или, вернее, искусство носит название «го хуа». // о том дне - Китай – Хуаншань (Huangshan) – Мотивы Хуаншаня

Искусство китайской национальной живописи «го хуа» имеет свои давние традиции, которые передаются мастерами из поколения в поколение уже многие века. Произведения «го хуа» создавались на шелке или бумаге и оформлялись в виде горизонтального или вертикального свитка. Работал художник тушью, при этом компоновал лист без предварительного наброска. Главным среди многочисленных профессиональных требований являлось "умение владеть кистью”.


Мотивы Хуаншаня, Motif of  Huangshan, Танкси, Tunxi, 屯溪, Хуаншань, Huangshan, 黄山, Китай, China, 中國, 中国

- Так рождается тигр под кистью китайского мастера. Рынок на Старой Улице (Laoji Street/老街), Танкси (Tunxi/屯溪)



Для современного «го хуа» характерно сохранение традиционных средневековых жанров. Ведущим из них является пейзаж - "шань-шуй" (горы - воды). Работы, представленные в этом жанре, монохромны, экспрессивны, художник использует здесь приемы рассеянной перспективы. С высоты птичьего полета мы обозреваем высокие с крутыми склонами горы, на которых уютно расположены домики, башни или деревья. Пейзаж наполнен глубоким философским смыслом.

Излюбленным жанром китайских мастеров является "хуа-няо" (птицы - цветы). В нем нашло свое отражение поэтически образное толкование природы, а также воплощение философско-поэтической идеи "великого в малом". В этом малом и на первый взгляд ничтожном, по представлению китайцев заключается безграничная красота окружающего мира.


Тушь в китайской живописи – это не просто черная краска. Не отсутствие цвета, а сосредоточение всех цветов и оттенков природного мира. Тушь заключает в себе все градации от еле заметного серого до глубочайшего черного.


В Китае чрезвычайно развита благожелательная символика. Цветок мог олицетворять определенное время года, а также различные эпические понятия: стойкость, мужество, благородство, нежность. В соответствии с традиционным ассоциативно-символическим восприятием искусства сложнейшие понятия, все многообразие мира художник «го хуа» может передать лаконичной сценкой, одним или двумя предметами. Так, пион - символ богатства и процветания; бамбук означает стойкость и мужество; хризантема, орхидея, лотос соответствовали идее "цзюнь цзы" - «истинно благородному человеку».

Жанр "цветы-птицы" подразумевает более широкое включение изображаемых объектов: насекомых, рыб, лягушек, креветок и даже мелких бытовых предметов. Художникам, работающим в этом жанре, присуща мягкая ирония и очень добрый взгляд на мир.

Следует назвать два основных стиля китайской живописи - это «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи). Художник, работающий в «гун би», кончиком кисти прорисовывает каждую деталь, создает ровный четкий контур, краски накладывает плотно, при этом использует все колористическое богатство китайской палитры. В работах, изображающих тигров, мастер прописал каждый волосок его роскошной шкуры, реально передал движение этого грациозного, полного пластики, зверя.


Притча.

Одному китайскому художнику было поручено расписать в императорском дворце комнату с изображением тигра. За работу обещано хорошее вознаграждение, ну, а случаи неудачи, как водится у императоров, голова с плеч. Назначено время приема работы. Время от времени императорские слуги навещали нашего художника, но тот безмолвно сидел в центре комнаты. Подходит время сдачи работы, художник безмолвствует, кисти лежат без дела, слуги готовятся к известному исполнению уговора. И тут наш художник быстрыми движениями выдает бессмертный шедевр. Все в восторге! На вопрос о молчании, художник ответил так: «Я не мог говорить. Я был тигром».



В рамках стиля «се и» художник оперирует свободной экспрессивной линией, небрежными, расплывающимися пятнами, но за кажущейся небрежностью ощущается выверенность каждого элемента, соответствующего принципу "идея рождается раньше кисти".

Еще одной глубокой традицией китайской живописи является нерасторжимость изображения и каллиграфического текста. Надпись усиливает идейный смысл картины, уточняет ее содержание. Художник использует иероглифы по-разному. Это может быть только его имя или имя с датой, но иногда художник пишет целые изречения, шутливые или назидательные, нередко в зашифрованным подтекстом.

Как в живописи «се и», так и в скорописной каллиграфии ценилась сила и выразительность линии, гармония графических элементов. Рука каллиграфа и художника должна быть одновременно и сильной, и гибкой, чтобы на едином дыхании, не прерывая движения руки, виртуозно чередовать обильные потеки и сухие мазки, при этом учитываются и степень нажима на кисть, и ее повороты, и наклоны.

Самое сложное - добиться, чтобы при движении кисти, наполненной краской или тушью, провести прерывистую линию в несколько волосков, как бы сводя тушевой мазок на нет.
Произведение «го хуа» - это синтез искусств. Над одной работой трудятся несколько человек: сам мастер, художник-каллиграф, а вдохновленный композитор может написать музыку к этому произведению. Наполненные глубокого смысла произведения китайских художников вызывают большой интерес к традициям этого народа, его богатой духовной культуре.






Меня можно найти на:                                        
Tags: Китай, Хуаньшань, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments